Для чего нужно развивать пространственную ориентацию?
Как нужно развивать пространственную ориентацию?
Развитие пространственной ориентации
у дошкольников.
Упражнения по развитию пространственной ориентации.
Здравствуйте!
Давно собирался написать статью на тему о пространственной ориентации, непосредственно касающуюся наших практических занятий.
Я хочу обратить ваше внимание на ситуацию, которая повторяется из года в год и касается всех. Она больше видна мне, как тренеру, так как не все родители могут или хотят присутствовать на занятиях своего ребёнка. Кроме этого, я могу наблюдать за состоянием всех наших групп, расположенных в различных частях города. Я говорю про умение, вернее «не умение» детей ориентироваться в пространстве.
А начинается всё с элементарного: например, по команде поставить нужную ногу вперёд часть детей постоянно ошибается. Раньше я сам не акцентировал на этом внимание, но это было до тех пор, пока 25% времени на занятиях не стало уходить на исправление одних и тех же ошибок! И вот я случайно натолкнулся в одном из центров коррекционного развития, где работаю с детьми с ограниченными возможностями, на статью для родителей, где говорилось об этой проблеме и о её важности. О том, что развитие пространственной ориентации даже влияет на мышление и развитие речи. Вот тогда я решил вникнуть в эту проблему, разобраться более детально.
Цитата: «Пространственная ориентация — одна из сложнейших по своей структуре и функциям психологических систем, включающих в свой состав работу восприятия, представления, мышления и воображения».
То есть проблема не настолько проста, как кажется! А всё ведь начиналось с того, что ребёнку нужно просто знать, какую ногу поставить вперёд: правую, или левую!
Для чего нужно развивать пространственную ориентацию?
Во-первых, она нужна для умения ориентироваться. На местности, в помещении, в любом пространстве и перемещаться по нему. Я сейчас не беру самый экстремальный вариант, когда с картой и компасом в незнакомом лесу нужно как можно быстрее найти все пикеты! Хотя такой опыт спортивного ориентирования у меня в детстве был, и этот урок заполнился на всю жизнь!
Мы возьмём обычный для нас городской вариант. Дело в том, что уже не первый раз я сталкиваюсь с ситуацией, когда дети 10-12 лет не могут самостоятельно доехать до места тренировки из-за того, что родители в это время заняты, а дети это делать не научены. А ведь городская инфраструктура достаточно развита, чтобы доехать в любую часть города самостоятельно!
Необходимо решить всего лишь три задачи: 1) чётко определить своё первоначальное местонахождение, 2) конечную цель и 3) выбрать маршрут следования. Четвёртая задача – не отклоняться от маршрута! Конечно, в реальности не всё так просто, но с чего-то же надо начинать! Пройдите – проедьте с ребёнком весь маршрут, пусть он освоится. И постепенно отпускайте! Телефон должен быть включен и заряжен, пусть отчитывается в определённых пунктах о прохождении маршрута: где находится, как дела? Я сейчас это пишу из своего опыта, не фантазирую!
Во-вторых, освоение ПДД (правил дорожного движения) возможно только со знаниями и ориентировкой в пространстве: как минимум, это умение отличать левую и правую сторону и правильно отслеживать движение машин в этих направлениях!
В-третьих, пространственная ориентация необходима дошкольникам и школьникам в учёбе. И именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются те знания и развиваются способности, которые будут помогать детям на уроках географии, физической культуры, трудового обучения!
В-четвёртых, успешное освоение спортивных дисциплин, особенно такого вида единоборств, как айкидо, невозможно без умения точно знать, где у вас какая нога или рука!
В общем, про актуальность проблемы я уже сказал достаточно!
Как нужно развивать пространственную ориентацию?
Развитие пространственной ориентации
у дошкольников.
Цитата: «Познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения».
То есть, можно всё, конечно же, оставить как есть, мол, само разовьётся. Но, оказывается, не разовьётся! Видимо, современным городским детям этого уже не хватает: уменьшается количество подвижных игр в школе, дома и во дворе, идёт всё более интенсивный переход в «дополненную реальность». Даже если у вашего ребёнка нет электронной игрушки, то у друга или подружки она наверняка найдётся и дети как мухи на мёд будут на неё реагировать. Сам видел. Хорошо ещё, если игра хотя бы безобидная, но бывают ведь и такие, от которых не по себе становится!
Поэтому, не будем всё пускать на самотёк!
Основные закономерности развития личности ребёнка требуют более активной позиции взрослых. Дошкольный и младший школьный возраст – это период, когда происходит развитие многих способностей, в том числе и двигательных координационных. И специалисты по данному вопросу утверждают, что развитие пространственной ориентации у детей должно начинаться поэтапно. Вначале «на себе», на своём теле, так как это проще сделать, быстрее и понятнее. То есть, начинаем с малого: учим отдельные части тела и лица, парные – правую и левую ногу, правую и левую руку. Затем идёт освоение таких понятий, как «впереди – сзади», «вверху – внизу», «над», «под», «посередине», «между», «справа – слева», «перед», «напротив», «за», «позади», «на», «в». Верх — там, где голова, низ – там, где ноги, лицо — впереди, спина – сзади, слева – там, где левая рука, справа – там, где правая рука. Так мы создаём систему координат, учим словесному обозначению пространства! А заодно и развиваем речь!
Всё это создаёт предпосылку перехода к следующему этапу: «от объекта», ориентировки от других объектов, другого человека. Освоение этого этапа даст ему возможность перехода к следующему – ориентировке и перемещению в пространстве. И переход от этапа к этапу невозможен без прочного освоения предыдущего!
Но при этом этапы пространственной ориентации «на себе», «от себя» и «от объектов» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные взаимоотношения. Ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но и непременное условие при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами.
Айкидо, как и другие единоборства, развивает двигательную координацию и влияет на развитие пространственной ориентации у детей, особенно парные и одиночные упражнения с палкой и без, различные перемещения и развороты, упражнения по самостраховке (кувырки, перекаты). Но тренировочный процесс – это процесс сотрудничества. Со стороны родителей необходима помощь! Поберегите нервы тренеров, которые 125 раз за тренировку говорят: «Правая нога впереди!» А ребёнок ставит левую! Или путает руки. Приходится всё исправлять, так как маленькая ошибка в начале меняет рисунок всего упражнения. Эффективность тренировочного процесса возрастёт в несколько раз, если вы не поленитесь уделить немного времени своему ребёнку, проработаете с ним некоторые задания! Это могут быть упражнения, взятые из тренировок, или упражнения в игровой форме, варианты которых я приведу ниже.
Сам я только сейчас начал над этим работать со своими детьми, так как хоть и знал, что умение ориентироваться в пространстве можно и нужно развивать, но просто не заострял на этом внимания! С младшим сыном мы одеваем штаны или ботинки не просто на ногу, а на левую или на правую! При этом очерёдность я специально меняю, чтобы он не привыкал и осознанно использовал нужную!
Делитесь своим опытом и результатами, может быть, кто-то уже целенаправленно над этим работал. Совместными усилиями мы добьёмся большего!
Упражнения по развитию пространственной ориентации.
Игра – самое лучшее средство развития личности ребёнка, особенно в дошкольном возрасте.
Игра «Правый глаз»
Первый этап связан с упражнениями на усвоение понятий справа — слева. Начинать их можно с того момента, когда ребёнок запомнит, где у него находится правая, а где левая рука.
Затем мы просим ребенка показать, где у него находится правая нога, правое плечо, правое колено, правый локоть и т. д.
Можно попросить показать что-нибудь «правое» и что-нибудь «левое». Если ребенок легко справляется с этими заданиями, то можно перейти к просьбам сделать что-нибудь правой или левой рукой (ногой), например, правой рукой коснуться левого плеча, а левой рукой, наоборот, дотронуться до правого уха и т. д. Варианты действий придумывайте сами!
Чтобы увеличить сложность можно ускорить темп игры.
Игра «Кого загадали?»
Для игры понадобится несколько крупных игрушек. Нужно посадить ребенка на стул и расположить игрушки вокруг него. Загадать одну из них и сказать: «Эта игрушка сейчас сидит слева от тебя, или за тобой.» Чем больше разных игрушек, тем больше вариантов ему нужно угадать, какая игрушка где находится. Можно усложнять варианты заданий: справа — впереди, слева – сзади, ставить игрушку «под», «на», «в» что-то и т.д. Затем можно поменяться с ребёнком ролями.
Чтобы поменять систему отсчёта «от себя» на «от объекта» можно в центре разместить крупную игрушку и проиграть все варианты определения расположения предметов, задавая задания: «Эта игрушка сейчас сидит слева (справа) от, например, медведя или за ним и т.д.»
Игра «Я робот!»
Сейчас тема робототехники набирает всё большую популярность, но не у всех людей вызывает положительные эмоции развитие искусственного интеллекта, поэтому можно поменять сюжет игры на поиски клада, исследования спелеолога (геолога) в тёмной пещере, или выполнение задания солдатом, пожарником – всё зависит от предрасположенности ребёнка и Вашего предпочтения.
Смысл игры в выполнении команд, цель – точное перемещение в нужном (заданном) направлении.
«Робот (солдат, исследователь, пожарник и т.п.), сделай шаг вперед, затем поворот направо.
Руки вперёд, один шаг назад.
Поворот налево, два шага вперед.
Руки в стороны».
«А сейчас мы попали в помещение (в зависимости от сюжета используем подходящее название) в котором темно и нужно двигаться, ориентируясь только на слух — закрываем глаза и продолжаем двигаться с закрытыми глазами».
Продолжаем перемещаться таким же способом, только с закрытыми глазами. Можно заранее продумать маршрут, чтобы он привёл к какой-то цели: кладу, секретному объекту, спасённым людям, угощению и т.д.
Соответственно, как и в предыдущих играх, полезно поменяться ролями!
В статье использованы следующие интернет-источники:
1.https://health.mail.ru/consultation/1533029/
2.https://studme.org/78629/psihologiya/prostranstvennaya_orientatsiya
3.открытыйурок.рф/статьи/631351/
4.mallishok.ru › Логопедические игры
5.logopedy.ru/portal/logopeduseful/180-opp-onr.html
Рекомендуемая литература:
- С.Н. Костромина и Л.Г. Нагаева «Учиться на пятерки по чтению»; М.: АСТ; СПб.: Прайм — Еврознак, 2008. — 224 с.
2. М.С. Аромштам «Дом, в котором живет малыш. Советы родителям»; Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
3. Г.Е. Акимова «Расту, играю, развиваюсь!» Екатеринбург:
«У-Фактория», 2006. 362стр. - Хорошая книга по схожей тематике Анны Белошистой «Развитие логического мышления у дошкольников», Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос»,2013г.