айкидо такемусу колтыгин
Максим Колтыгин. Раздел дзю-ваза технического экзамена по айкидо всегда вызывает некоторую сложность у сдающих. Можно ли немного конкретнее описать требования к выполняющим дзю-ваза с первого по четвертый дан? В чём должно быть отличие?

Олег Борисович. Различие получается согласно общим критериям экзамена для каждого дана отдельно. На первый дан ты показываешь, что ознакомился со всей базовой техникой, теперь готов заниматься айкидо, нормально практиковать. Соответственно, выполнение дзю-ваза на первый дан должна демонстрировать, что ты знаком с основными принципами, тем, что инициатива всегда твоя.

Инициатива твоя, ты всё время давишь партнёра. И должно быть понимание разницы между дзю-ваза и ки-но-нагаре. Ты должен заказывать атаки, но именно заказывать, а не вынуждать делать их.

М.К. А чем отличается «заказывание» от «вынуждения»?

О.Б. Заказывать – это значит, что у человека есть какое-то время подумать. Ты показываешь руку, например, для катате-дори. Формально он может сделать и другую атаку. Но так как он на твоей стороне, то он делает захват, он ждёт от тебя, когда ты закажешь.

На первый дан это — заказывание. Не надо бежать впереди паровоза.
М.К. То-есть, на первый дан не должно быть сильного прессинга?
О.Б. Должен быть. Ты должен пытаться его делать. Но на первый дан никто от тебя его не ждёт. Не надо пытаться делать на первый дан, как на четвёртый. Иначе тогда надо сразу четвёртый давать. Скажу так, на третий дан ты уже должен не заказывать атаки, а вынуждать делать те атаки, которые тебе нужны.

У партнёра не должно быть выбора не потому, что ты показал руку, а потому, что он только поднимает голову — перед ним рука, и он её хватает.
М.К. 2-й Дан перескочили.
О.Б. Так проще показать разницу. Потому что разница между первым и вторым небольшая, между первым и третьим уже значительная.

На второй дан, например, в соответствии с общими требованиями, добавляется контроль баланса партнёра и, исходя из этого, это накладывается на дзю-ваза.

То есть, ты не просто давишь, а ты разбалансируешь его морально и психически. На третий дан добавляется нагаре. Объединение, слияние, выполнение техники вместе. То есть, там уже совсем другая оружейная часть. И, соответственно, к дзю-ваза то же самое. Ты должен сливаться с его движением. Не просто показал руку, он её схватил, какая-то пауза и ты начал делать.

Ты уже должен, показав руку, вынуждать делать атаку и объединяться с этой атакой. У нас на сайте есть требования к экзаменам. Просто читаешь требования, накладываешь на дзю-ваза и будешь сам понимать разницу.

М.К. Ну, допустим, с одним атакующим ещё понятно, как можно его прессинговать. Но когда с двумя, с тремя атакующими? Пока ты одного уронил, двое уже встали, сократили дистанцию и ты уже опаздываешь, начинаешь терять инициативу.
О.Б. Нет. Опять идет разговор о правильном передвижении. Если ты все время пятишься назад, ты инициативу теряешь. И перед тобой постепенно встанут все. Нужно бросать одного в другого.

Ты не должен стоять ждать и смотреть, как красиво он летит. Ты должен двигаться к тому, на кого этот партнер летел. Пока они уворачиваются — им не до тебя. Он только от него увернулся, а тут уже ты вынуждаешь его делать атаку. Либо атакуешь сам.

Бросать одного в другого и третьему все время за тобой бегать, потому что между тобой и им всегда будет кто-то.
М.К. Допускается ли перекрывать линию атаки?
О.Б.  Это обязательно нужно делать. Не надо бегать между ними. То есть, когда круг, допустим, люди вокруг тебя, ты любым кратчайшим и удобным способом максимально быстро выходишь из этого круга, а дальше стараешься, чтобы перед тобой был всегда один.

Когда двое-трое атакующих, можно делать кокю-наге. А когда один атакующий – нет.
М.К. Интересный нюанс. Я про это не знал, думал, что вообще нельзя.
О.Б. Нет, только когда один атакующий, тогда нельзя.
М.К. Вы во время экзамена на первый дан замечание сделали, что была только одна атака.

О.Б. Есть много разных атак, не нужно делать одну и ту же атаку все время, одну и ту же технику все время.
М.К. То есть, на первый дан уже не должно быть однообразия?
О.Б. Нет. Понимаешь, когда бывают показательные выступления, там трое, четверо, пятеро атакующих. Человек красиво между ними бегает и делает. Они его хватают одним вариантом атаки, и он делает один и тот же бросок. Зачем ему пять атакующих? Он делает одну технику, а они делают одну атаку.

Если ты не можешь справиться с пятью атакующими, именно показав арсенал разнообразия движений, не надо брать пять атакующих. Это не твой уровень.

На первый дан я обычно рекомендую людям выполнять дзю-ваза таким образом. Когда ты давишь, делаешь один бросок, например, коте-гаеши, на левую сторону, этот же бросок на правую сторону, то во время этого уже думаешь, что будешь делать дальше. Потому что экспромт – это еще не ваш уровень.

Ты сделал второй бросок, не важно, какой — на правую сторону, затем — на левую сторону. Дальше будет мен-учи. Человек поднимает голову – мен-учи. Сделал ирими-наге на левую сторону, на правую сторону. Человек поднимает голову – ты делаешь тэнчи-наге. Потом – шихо-наге, подумал, что будет дальше. Если техника два-три раза повторится – ничего страшного. Но если делается просто одна техника, одна атака – это уже плохо.

В статье использованы материалы интервью с Олегом Борисовичем Якимовым, 6 Дан Айкидо Айкикай, сиханом, президентом ТАР, во время его мастер-класса в Минске в 2023 году.
Автор: Колтыгин М.В.