В мае 2021 г. в нашем клубе состоялся мастер-класс под руководством Якимова Олега Борисовича, президента федерации Такемусу Айкидо России, 6 Дан Айкидо Айкикай. Представляем вашему вниманию интервью, взятое у него 22 мая в Минске.

айкидо такемусуайкидо такемусуТакемусу Айкидо

 

Олег Борисович, в чём заключается главная особенность айкидо, его отличие от других боевых искусств?
На мой взгляд, основное отличие в том, что пока айкидо не стало спортом, у него есть шанс остаться боевым искусством. Реально боевых искусств осталось немного, потому что, как только начинается спорт, то появляется всё больше ограничений атаки, ограничений техник, так как то это опасно, то это опасно… После ввода подобных ограничений оно перестаёт быть боевым искусством.

В айкидо нет правил, но и хорошего айкидо мало. Очень много, к сожалению, цирка. Теряется связь с историей, с тем, как техника развивалась. Я сейчас не могу назвать ни одного боевого искусства, в котором бы не было соревнований. Это и не хорошо и не плохо, но это другой путь развития. На мой взгляд, соревнования начинают приводить к возникновению странных техник, например, когда люди в айкидо начинают делать техники в падении. На соревновании это может быть: красивая техника в падении принесёт тебе кучу очков.  Но, когда ты выходишь на улицу, ты можешь не подняться или тебе не дадут подняться, когда ты одного в падении красиво выбросил, а другой тебя пнул. Хорошее, правильное айкидо не гонится за внешней формой.  Айкидо борется за содержание.
А на соревнованиях люди делают «коронку», 2-3 приёма, которые они ловят всех и оттачивают из всего огромного арсенала, который есть в их виде боевого искусства. Потому, что задача у них другая. У них результат – это победа на соревнованиях. В айкидо ты занимаешься сам с собой. Ты – единственный свой критерий. Конечно, сам с собой ты всегда договоришься), но тем не менее.
Мне кажется, в этом самое главное отличие. В айкидо единственная привязанность к результату – это ты сам, ты сам себя оцениваешь. У тебя нет внешних критериев в виде медалей, грамот или мест. В айкидо все критерии субъективны. Масакацу-агацу – основная цель —  победа над собой. Мы занимаемся самосовершенствованием. Это очень пафосно звучит, но тем не менее…

Я не представляю себе, чтобы на регулярной основе, на тренировки приходили самбисты или дзюдоисты 60-70 летнего возраста просто для того, чтобы потренироваться, скажем. Приходили два раза в неделю в зал просто для того, чтобы пошвырять друг друга. Да, они могут иногда собраться ветеранами, сделать какие-нибудь ветеранские соревнования, даже к ним подготовиться. Но опять, это другая мотивация, они готовятся к соревнованиям, к местам. У них нет мотивации просто прийти в зал позаниматься. Это могут делать те, у кого нет соревнований, например те, кто занимаются иайдо. Прийти и просто оттачивать форму – вот это айкидо! Можете себе представить, чтобы приехал какой-нибудь мастер, например, по боксу и к нему на семинар, не просто посидеть на трибунах, а позаниматься, пришли люди 70-ти летнего возраста. Много раз я видел таких на семинарах сенсея Ульфа. Например, Руди Преусс из Германии, 71-72 года. Он и сам кувырки делает и просит его бросать. Я не представляю, чтобы также вели себя люди в других видах. Этим айкидо и отличается. Ты всегда находишь мотивацию расти сам с собой.
Насчёт того, что в айкидо не доводят техники до полного завершения и позволят партнеру уйти — это верно, но это не только в айкидо. В других видах тоже, когда ты начинаешь контролировать свой уровень, свою технику, ты дозируешь свою мощь, те повреждения, которые ты наносишь или не наносишь оппоненту. Тот же самый каратист может нанести хороший удар и остановить его в сантиметре от цели и будет всё понятно, противник не будет даже дёргаться: когда он ничего не видел и вот уже перед лицом остановился кулак! Может, конечно, не понять, тогда чуть сильнее: вырубил и пошёл. Тот же самый хороший айкидока: он может уложить противника лицом в грязь, а может поломать. Опять-таки, это зависит от уровня: чем ниже уровень, тем меньше ты контролируешь своё умение.

Такемусу Айкидо
Что такое Ки в айкидо?
Не знаю… Сенсей Сайто говорил, что айкидо – это кокю и авасэ. Если кокю переводить дословно – дыхательный бросок, бросок дыхания – то это чушь, нельзя это переводить дословно. Когда О-сенсея переводят дословно, сами же японцы не понимают, что он говорит. Опять же, кокю – это конкретное движение, связанное с корпусом, с телом, с бёдрами, безусловно с дыханием. Но это не вдохнул и он упал. Что такое Ки я не знаю. Есть заблуждение, что айкидо использует силу партнёра и моя сила вообще значения не имеет. Это миф, сила всегда нужна! Просто ты можешь присоединиться к его силе, а может тебе не чем будет присоединяться, потому, что у тебя нет никакой силы. Японцы о том, что такое Ки никогда не говорят, для них это закрытая, сокровенная тема. Это всё равно, что у тебя спросить: что значит для тебя христианство.

Ну, личные моменты, про которые не с каждым будешь их обсуждать, конечно есть, но есть и общие основы вероучения, которые нужно знать и уметь объяснить.
В айкидо есть направление, Общество Ки, направление сенсея Коичи Тохея. Они про Ки расскажут всё, что угодно. Они заточены на Ки. Мы не заточены, но без Ки ничего не будет. Есть течение Ки, есть правильное положение рук.

Если, когда я рублю или делаю цки (прямой удар), у меня будет сильно согнут локоть и слабая, пустая рука, то японцы говорят: «Нет ки».  Я должен её иметь наполненной Ки. Есть старый тест на несгибаемую руку, когда руки должны быть наполнены Ки. Ки нельзя потрогать, но им можно пользоваться. Все кокю-наге построены на Ки. Правильный выдох, правильная стойка, позволяющая делать правильное дыхание, которое направляет ту самую энергию, которая позволяет использовать мощь своего тела.

Такемусу Айкидо

Как сбалансировать кихон (выполнение базовых техник) и продвижение айкидоки дальше, чтобы не пропал интерес к занятиям?
Ну, во-первых, кихона много не бывает. Я бы не ставил интерес к занятиям в зависимость от кихона. Я знаю массу примеров, когда люди говорили, что кихон нам больше не интересен, начинали заниматься только ки-но-ногаре (динамичное выполнение техник), тогда уровень клуба стремительно падал вниз. Сайто-сенсей говорил, что он все свои 50 лет в айкидо занимался кихоном и от этого его уровень только рос. То есть он делал только кихон. Если брать для примера: я в прошлом профессиональный пловец. К примеру, я проплываю 6 км. за тренировку. Около 80 % от этого- это упражнения на гребок, на ноги, на дыхание. Т.е. это кихон. И только где-то 400 метров я проплываю в полную силу, то, что в айкидо называется ки-но- ногаре.

Но что делать, если практикующий понимает это, но интерес у него пропал?
Если интерес пропал, то ничем его не удержишь. Устраивать какую-то веселуху просто не имеет смысла… У меня более 30 лет стажа в айкидо и чем дальше, тем больше интерес к кихону. Новичкам с белыми поясами интересно делать резво и лихо. Но чем у людей выше уровень, тем интересней им оттачивать сантиметры, нюансы, миллиметры. Перед тем, как они один раз сделают движение мощно, с энергией, они 50 раз его сделают по сантиметрам. Иначе не работает. В этом интерес кихона – он оттачивает нюансы техники, как лезвие. Это нужно уметь показать. Если человек этого не видит, то его ничто не удержит. Интерес к кихону появится тогда, когда человек увидит зависимость прогресса в технике от количества сделанных раз с паузой, медленного одного и того же движения. Школа Такемусу и интересна тем, что практикующему айкидо понятно, что для того, чтобы достичь уровня Сайто-сенсея, сенсея Ульфа, делать как лидеры Такемусу Айкидо, нужно делать то, что они делали, методично повторяя те же упражнения. Но достичь этого они смогут только набегав свой километраж, за них это никто не сделает. Дорога одна – труд! По мановению волшебной палочки ничего не будет. К сожалению!)

Как правильно дышать при выполнении ката с дзё?

То же самое, что мы делаем при отработке субури (базовые одиночные упражнения с мечом или палкой): не надо торопиться! Всё, что касается атаки: концентрация – выдох, атака закончилась – выдох немного продолжается, после этого, даже не дыхание, энергия вперёд, хоть и не люблю этого слова,  настроение вперёд, мысль вперёд. Когда ты стоишь на месте, но все ощущения, всё вперёд. Как волна, засылаешь волну вперёд, атака! Дальше – джо вверх или вниз, вдох – пауза, расслабленные руки. Опять – атака, всё вперёд! Если сдвоенная атака, как движение 24-25 (в ката 31), два цки – маленькая пауза, но один выдох, без дополнительного вдоха. Сдвоенная атака – это один длинный выдох, просто разная длина волны.
Что вы можете сказать о развитии комбинаторного мышления, перехода от техники к технике?
Это только опыт. Сначала, чтобы ты ни делал, это умение. То, что ты контролируешь своим мозгом при его выполнении. Постепенно умение перерастает в навык. Навык – это то, что ты делаешь бессознательно, не контролируя, как навык дыхания, на автопилоте. Ты идёшь, споткнулся и сделал два шага быстрее, чтобы устоять. Смог устоять или не смог – это не столь важно. Та же самая вариативность. Когда у тебя многие техники на уровне навыка, ты на уровне автопилота можешь их делать, тогда и возникает вариативность. Когда ты на что-то натыкается, то твоё тело понимает, что надо сделать в данной ситуации. Если ты думаешь: ага, вот он здесь упрётся, тогда я буду делать ирими-наге, а если здесь упрётся – я буду делать другое, то ничего не будет получаться. Для тебя самого должно быть сюрпризом – что ты сейчас сделал.
Но как нарабатывать навыки комбинаторного выполнения техник?
Кихон, кихон и кихон.
Но если я буду долго делать одну технику, затем буду делать другую, то это не значит, что у меня автоматически возникнет связь – как делать комбинацию? Может есть какие-то специальные упражнения, направленные на развитие комбинаторного мышления?
Тут не в этом дело. Мы не изучаем техники, как таковые. В этом я где-то согласен с Син Син Тоицу, Ки. Мы не изучаем техники, это тупик, это спорт. Мы изучаем принципы посредством изучения техник. В ирими-наге (вход за спину противника и бросок) мы изучаем, как правильно сделать вход, как повернётся корпус, как мы сделаем вход за спину партнёра. Вот есть кихон, который ты должен хорошо знать и понимать, который должен дойти до мозга кости, а есть хенко-ваза, вариации на тему кихона – ты правильно вошёл, а дальше по ситуации, ты можешь не делать ирими-наге, ты можешь делать кокю-наге, можешь просто толкнуть, может, что-то ещё.
Но мы изучаем принципы. Принцип движения, принцип перемещения: тебя не должно быть в той точке, куда прилетела атака, это первое, и ты должен находиться максимально близко к партнёру, но так, чтобы он не мог тебя достать. Всё.

А какую ты сделаешь технику – это и для тебя должно быть сюрпризом. Отсюда идёт вариативность. Но, опять же, чтобы это было сюрпризом, ты должен изучать кихон.  Мы всё это изучаем через кихон и через оружие. Отсюда эта связь: когда мы изучаем оружие, то очень важно понимать, что все субури взяты из конкретной парной практики. Это может быть куми-джо, может быть куми-тачи или кен-тай-джо. И когда ты смотришь на субури под призмой парной практики, то они оттуда взяты и потом должны быть помещены обратно, без изменений. Иначе мозаика не срастётся. Субури нам нужны чтобы отрабатывать отдельные элементы, которые мы потом соединяем и получается куми-джо. Почему субури мы тренируем гораздо чаще, чем куми-джо: наработав эти движения, можешь в куми-джо делать свои варианты. Ты понимаешь принципы и у тебя есть определённый набор техник. Чередуй их.
Но в некоторых дисциплинах, например, в джиу-джитсу, есть специальные упражнения, направленные именно на развитие комбинаторного мышления.
Но, опять же, у тебя должен быть хороший арсенал базовой техники. У тебя должен быть огромный опыт и знания кихона за плечами, чтобы ты мог понимать, что если ты здесь упёрся, то можешь тут повернуть корпус, здесь поднажать, ты должен понимать, почему он тут поворачивается. Ты можешь со стороны не видеть, что тебе достаточно этого поворота. Об этом я говорю: изучая огромное количество кихона ты изучаешь правильные принципы. И тогда ты можешь применить любую технику.

То есть по вашему мнению это должно подсознательно вырабатываться?
Совершенно верно! На тренировках мы иногда просим партнёра специально упереться, чтобы почувствовать, как проходить сквозь силу, так как не должна быть вялая атака. Кстати, слово «Ки», которое используется в иероглифах «Айкидо», это не то Ки, что течёт по жилам. Сенсей Ульф часто говорит: «Дай мне твоё Ки». Дай инерцию, атаку, силу, тогда я могу с этим что-то делать, могу с тобой что-то делать. Когда нет атаки, нет ки, нет айкидо. Айкидо – это не только моё ки, это и твоё ки.

Что символизирует в айкидо треугольник, квадрат, круг?
Про это очень много написано в книжках, лучше почитать. Например, сенсей Фудзита про это писал, О-сенсей, я не хочу с ними конкурировать. Сенсей Сайто часто говорил про треугольную стойку, все про неё говорят, но никто, кроме ёсинкана и такемусу эту стойку не держит. Остальные считают её рудиментом, и вообще не понятно, зачем изучаем. А от этого идёт всё движение бёдрами, движение корпусом. Поэтому, что касается треугольника, круга и квадрата, то есть люди, которые очень много времени этому посвятили и лучше почитать их, чем слушать мои дилетантские рассуждения. Сенсей Сайто говорил только про ура-санкаку, у него во многих книжках это: треугольная стойка. Это важно. Круг – это всегда круг, все наши вращения, вращения бёдрами. Квадрат тоже можно к чему-то привязать.

Такемусу Айкидо

Справедливо ли мнение, что в айкидо сила соперника используется против него самого?
В айкидо у нас есть три ступени развития: 1-я – ко-тай, это твёрдая техника, когда ты учишься понимать, чувствовать силу партнёра. Например, в тай-но-хэнко, когда ты учишься тому, как обойти грубую, статическую силу. Далее идёт дзю-тай, короткая форма ки-но-ногаре, когда ты учишься тому, как присоединяться к силе партнёра. И третий этап, рютай – это когда ты либо управляешь силой партнера (как в длинном варианте тай-но-хенко), или тебе безразлична сила партнёра. Все эти текучие техники, когда со стороны кажется, что ты идёшь против силы партнёра, когда ты учишься понимать параллельные линии, правильные углы и постановку корпуса. Когда малый угол – малый поворот, позволяющий использовать тебе свою силу хоть не чётко против силы партнера, но это даст возможность  игнорировать силу оппонента.
Поэтому вот так, в такемусу айкидо силу партнёра используют, но не против него самого. Это не магия. Чтобы использовать против атакующего его силу, он должен как паровоз на тебя бежать: ты отошёл, дал ему пинка, присоединился к его силе, он улетел. Тогда ты используешь силу против него самого. Два футболиста бегут рядом: один другого слегка подтолкнул в спину, использовал силу против него самого, тот растянулся, потому что бежал на предельной скорости. Не потому, что сильно толкнули, а потому, что быстрее уже бежать не мог. Вот это – классическое использование силы против него. Я не представляю себе это в боевых искусствах. Да, можно его поймать, сделать на этом разбаланс, как в кокю-наге. Но опять, это не является целью. Это маленькая часть огромного арсенала айкидо. Это возможно, но это не главное. 
В чём вы видите для себя главную, конечную цель занятий айкидо?
Я не вижу конечной цели. Главное — масакацу-агацу, победа над собой, мне это нравится. Мне нравится практиковать, заниматься, обучаться и обучать, нравится делиться.

То есть важна не цель, а процесс?
Да, тут нет цели, есть процесс, мне нравится в этом жить.
Как вам при таком плотном графике обучающих семинаров удаётся находить время для собственного развития, движения вперёд?
Во-первых, когда ты сам инструктор, когда проводишь занятия, то понимаешь очень многие вещи, у тебя самого укладывается в голове. Начинаешь объяснять, проговаривать – многое, о чем ты раздумывал, складывается в логические цепочки и находит место в общей мозаике понимания. Очень часто обучение намного круче, чем когда сам летаешь. Но летать тоже надо.
К сожалению, только на семинарах сенсея Ульфа, когда он приезжает, я у него занимаюсь, ещё у Инагаки-сенсея. Когда в Питер приезжают большие мастера, то прихожу иногда позаниматься. Мне это интересно.  Больше, конечно, я не занимаюсь, а преподаю. Аналитическая работа никогда не прекращается, ведь тебя всегда проверяют, тебе никто не поддаётся. Приехал – значит отвечай! Как участник семинара ты можешь расслабиться: ну не получилось, ерунда, в другой раз получится. Когда ты проводишь семинар, то ты не можешь себе этого позволить. Каждый раз, когда ты показываешь, то должен показать на 100%: собранно, концентрированно и правильно, как бы ты при этом не улыбался, хихикал и делал вид, что тебе всё равно! Сами семинары дают очень много для своего роста. Сенсей Сайто часто говорил, что лучше сделать 10 ударов мечом с полной концентрацией, чем 1000 раз махнуть абы как. Вот эти семинары и есть эти 10 ударов отточенные, с полной концентрацией.
Большое спасибо!
Материал подготовил Колтыгин М.В.

Справка о том, что такое комбинаторное мышление.

«Комбинаторным мышлением принято называть способность человека к решению комбинаторных задач. Интересен тот факт, что оно представляет собой как бы переходную форму от образного мышления к абстрактно-логическому, а также наоборот, т.к. оно включает в себя самые разные элементы: мотивационные, операционные, содержательные, абстрактно-логические и образные. Комбинаторное мышление тесно связано с логикой. Данный тип мышления не может формироваться самостоятельно и для его развития необходимо прибегать к специальным педагогическим методикам.»
Источник: https://4brain.ru/blog/комбинаторное-мышление/