«Кихон – это твердая, базовая техника. «
Максим Колтыгин. Ко-тай, дзю-тай, рю-тай.
В чём разница, когда применять, для чего они нужны, почему нельзя было сделать в статике и в динамике, а есть еще средняя, промежуточная форма?
Якимов Олег Борисович. Нет среднего. Ко-тай, дзю-тай, рю-тай – это традиционная форма обучения. У меня есть большая статья на эту тему. Процентов 80 изучения техники — это изучение ко-тай, кихон. Кихона много не бывает, мало — да.
Кихон – это твердая, базовая техника. Можем взять любой вид деятельности человека. Мне рассказывал один из моих учеников, он профессиональный театральный режиссер, про то, как идёт подготовка к спектаклю. Сначала кихон. Идёт начитывание текста. Они сидят, читают, изучают текст, учат свои реакции, реплики. Это ко-тай.
После, когда всё понятно, они собираются и пытаются сочетать свои реплики вместе. Это дзю-тай.
И вот, они столько-то прокатали ко-таев, столько-то дзю-таев, пока вышли на концерт. Концерт, выступление перед зрителями — это рю-тай. Дальше, когда они спектакль отыграли, то все равно постоянно читают текст, вместе и отдельно. Это везде.
Пример из плавания. Вот мы плаваем. Я, например, проплываю за тренировку 6-7 километров. Из них большую часть – это упражнение на гребок, на ноги, еще на что-то. В полную силу, например, 200-300 метров- это дзю-тай.
А рю-тай – это когда мы раз в неделю делаем мини-соревнование внутри группы.
Приходит человек в школу, учится, как правильно писать палочки, крючочки, чтобы поставить руку. Потом буковки, только потом начнёт писать предложения.
А дзю-тай — это как переход от одной формы к другой, полу-динамика.
М.К. Чем отличается кихон айкидо такемусу от других школ, федераций айкидо?
О.Б. Такемусу – часть организации Айкикай. Но в Хомбу-додзё, как правило, сразу начинают с ки-но-нагаре, с динамики, а потом, через движение, кто-то приходит к тому, что надо бы изучить статику. А кто-то так и не приходит.
Статика подразумевает стойку, баланс, бедра. У многих представителей современного айкидо тоже есть ханми, ура-санкаку, но как только они начнут двигаться, у них сразу вся стойка куда-то уходит, потому что нет бедер, нет четкого положения корпуса. Начинаются какие-то хаотические движения. Получается, что вместо того, чтобы все делать корпусом, они все делают руками, нет стойки, нет единой связи.
В статье использованы материалы интервью с Олегом Борисовичем Якимовым, 6 Дан Айкидо Айкикай, сиханом, президентом ТАР, во время его мастер-класса в Минске в 2022 году.
Автор: Колтыгин М.В.