«Коммерческий курьер» г.Бобруйск,
Максим Колтыгин: «В искусстве декоративном и боевом много общего»
Категория: Культура и досуг
Опубликовано: 06.12.2016 10:32
В 2016 году педагогу минского ЦДОДиМ «Маяк» Максиму Колтыгину присвоено звание «Минчанин года». И хоть «пригодился» Максим Валерьевич в Минске, в Бобруйске он рос и учился. С нашим городом его связывает постоянное участие в ежегодном пленэре «Арт-Жыжаль». Керамика его авторства выставлена в постоянной экспозиции художественного музея. Его отец — Валерий Аркадьевич Колтыгин, организатор «Арт-Жыжаля» и многолетний председатель Бобруйской городской организации БСХ.
Почетное звание присвоено нашему земляку за достижения в педагогике — он тренирует пяти-десятилетних айкидистов, а также учит азам мастерства юных керамистов. Кроме того, в его семье подрастают пятеро детей — от двух лет до двадцати. «Коммерческий курьер» задал Максиму Колтыгину вопросы о том, полезно ли официальное признание, о воспитании детей и нехватке времени.
— Вы недавно стали «Минчанином года», призером республиканского конкурса педагогического мастерства. Что делаете с дипломами и грамотами? Как помогает в жизни официальное признание?
— Ко всем званиям я могу относиться только как к хорошей шутке, не больше, а хорошая шутка всегда поднимает настроение.
Дипломов у меня — как у дурня фантиков. На работе просят дипломы и грамоты, чтобы отсканировать, приходится их доставать из рамок. Так рамки и скапливаются отдельно, а дипломы отдельно, лень обратно вставлять. Дома висит только один диплом: за участие в пленэре — просто понравилось, как оформлен. А вообще — на стены вешать ничего не люблю.
— Вы преподаете детям керамику и айкидо, чем отличаются ваши айкидисты от керамистов? Бывают такие, что ходят и туда, и туда? Отличается ли ваш подход к детям в этих двух секциях?
— Айкидисты от керамистов ничем не отличаются, так как многие ходят или сразу в два кружка, или переходят из керамики в айкидо и обратно. В искусстве декоративном и боевом — много общего. Используются одни и те же понятия: концентрация, ритм, центр, пространство, круг, контроль дыхания. Кроме этого, в процессе занятия и тем, и другим мы учимся прежде всего взаимодействию с людьми. И айкидо, и керамикой можно заниматься всей семьей, и малышам, и взрослым. Но на тренировках у меня более авторитарный стиль преподавания, и это связано прежде всего с вопросами безопасности на занятиях, а также желанием некоторых спортсменов «сачкануть» на упражнениях.
— Много ли вы времени проводите со своими детьми?
— Своих детей часто беру с собой на работу: считаю, что так они быстрее всему учатся. А род моих занятий и сфера деятельности (дополнительное образование детей и молодежи) позволяет это делать. Как правило, уже с двух лет они присутствуют на тренировках, пытаются повторить упражнения, запоминают их. К четырем-пяти годам у них уже формируется вполне осознанное отношение и к лепке, и к тренировкам. В этом году моя Настя (пять лет) на пленэре налепила чашек, тарелок и участвует первый раз в выставке.
А еще есть хоккей сына Александра (десять лет) и его вратарский баул (он почти величиной с меня) с экипировкой. Это отдельный разговор. Общие командные тренировки клуба «Юность» проходят в одном конце города, вратарские — в другом. Приходится за неделю поездить туда-сюда, завезти-привезти, встретить после тренировки.
— Часто ли бываете в Бобруйске, берете ли семью с собой?
— В Бобруйске бываю не часто — слишком занят. В основном приезжаю только летом на пленэр. А пленэр проходит во время моего отпуска, уже на протяжении нескольких лет. И если бы я не брал на него свою семью, то вряд ли смог бы участвовать каждый год. Дети могут полепить, побыть на природе, отдохнуть за городом, увидеться с бабушкой и дедушкой. Старшие дети Алексей и Павел вообще выросли на пленэре. Несколько лет подряд день рождения Алексея отмечали всем пленэром, это уже стало почти традицией. Павел занимался у меня в кружке, лепил. Пару лет назад была его персональная выставка в Минском государственном Дворце детей и молодежи.
— Наверняка вы очень занятой человек. Вы планируете свой день? Неделю? Год? Пять лет? Какие самые далекие планы, мечты?
— Есть такая поговорка: хочешь рассмешить свою жену — расскажи ей о своих планах. Планировать, конечно же, приходится, и на день, и на неделю и на год примерно. Но всегда при планировании нужно оставлять место случайности, допуск на неконтролируемые обстоятельства. Еще говорят: оставьте немного места Богу в своих планах, тогда не придется их так резко менять. Про самые далекие планы сейчас говорить не хочу. А вообще, в моей жизни все самое интересное всегда происходит незапланированно.
— Правда ли, что вы педагог в четвертом поколении? Подозревали вы в 17–18 лет, что работа с детьми может стать делом жизни?
— Дедушка моего отца Михаил Платонович был учителем математики, а бабушка Дарья Васильевна — учительницей начальных классов. Моя прабабушка Христина училась в Московском институте благородных девиц, после его окончания могла работать педагогом, но стала библиотекарем. А уже бабушка Наталья, дед Аркадий, его сестра Галина, тетя Света, бабушка Кира — всю жизнь проработали в школе. Отец Валерий Аркадьевич 14 лет преподавал керамику в детской художественной школе.
Но я никогда не мечтал быть учителем, даже учась в Витебском педуниверситете. Не привлекала меня эта профессия. А в школу идти работать мне и сейчас не хочется. В дополнительном образовании, мне кажется, есть больше свободы, больше пространства.
— Какими принципами воспитания детей вы руководствуетесь? Какие авторы в области детского воспитания произвели на вас впечатление?
— Есть принципы общие, педагогические: наглядности, доступности, научности и т. д. Но я для себя считаю основным принцип «Не навреди!» Был один случай в практике моего любимого педагога А. С. Макаренко. Он заставил воспитанника съесть перед строем украденную им копченую курицу. И вот через много лет я читаю воспоминания одной женщины, ставшей женой этого парня. Она пишет: «Всем хорош Юра: и спокойный, и трудолюбивый, но вот есть одна странная у него особенность — он почему-то курицу не ест!» Не хочу в чем-то обвинять Макаренко, видимо, в том случае нужно было поступить именно так. Но для себя я сделал вывод, что важно быть очень осторожным при работе с детьми, в том, что мы думаем, говорим и делаем. Педагоги — это хирурги человеческой души, они своим примером и просто одним словом могут повлиять на всю судьбу человека!
— Каждый год вы участвуете в «Арт-Жыжале». Вы готовитесь к работе (идеи, эскизы, заготовки)?
— К пленэру я готовлюсь на протяжении всего года, делаю в блокноте пометки, зарисовки. И уже когда заканчивается очередной пленэр, то часто знаю, что хочу сделать на следующем.
— Как вы думаете, где самое лучшее место для произведенных художниками изделий?
— Хороший вопрос. Бобруйский художественный музей — достаточно уютное и стильное место. Но когда этим летом я был на открытии выставки по итогам пленэра «Арт-Жыжаль», то обратил внимание, что вход в музей совсем не выделяется на фоне серого здания, взгляд не цепляется — не хватает названия, которое было бы видно издалека, и почему-то хочется, чтобы это были большие красивые позолоченные буквы.
А еще я уверен, что когда-нибудь в городе появится и свой музей керамики. Очень интересно, как в городе Опошня, это Украина, сделан большой музейный комплекс с керамикой под открытым небом. Там есть на что посмотреть и специалистам, и просто туристам. Там огромное количество работ. Есть аналогичный музей керамики в Паневежисе (Литва) с коллекцией керамики больших форм после симпозиумов. Поэтому, я думаю, что весь потенциал керамического пленэра еще до конца не использован, есть куда развиваться. Хочу сказать огромное спасибо всем моим бобруйским школьным учителям, преподавателям художественного училища, тренерам и особенно моим родителям за то, что учили, помогали и сейчас помогают и поддерживают. Я вас всегда люблю и помню!
Анна СЕМЕНОВА