Интервью с Олегом Борисовичем Якимовым, 6 Дан Айкидо Айкикай, сихан.
Минск, 2024 год. Вопросы от занимающихся Белорусского клуба Айкидо Такемусу задавал Колтыгин Максим Валерьевич.
Максим Колтыгин: Сенсей Сайто систематизировал практики О-Сенсея с оружием. Что дальше? Каким вы видите пути дальнейшего развития Такемусу Айкидо в России и в мире? Какие тенденции работы с дзё и бокеном сейчас, когда прикладная часть, защита и нападение, все больше удаляется в историю,
остается координация, тайминг, дистанция и навыки работы с дзё?
Якимов Олег Борисович:
Попробую, как понял, ответить. Ну, первое. Про систематизацию, которую Сайто-сенсей сделал. Кто придумал раскладку ката 31 движение с дзё?
М.К.:Сенсей Сайто?
О.Б.:
Чиба!
М.К.:Чиба?
О.Б.:
Казуо Чиба-сенсей. Да — да! И Сайто-сенсей об этом говорит: «Я бы хотел приписать себе, но это не я!» И мы пользуемся раскладкой Чиба-сенсея. Не всё сделал Сайто!
Но Сайто сделал очень много. Сенсей Сайто — прирожденный методист, он реально разложил технику О-Сенсея по полочкам! Сделал её доступной для изучения, потому что при О-Сенсее практически не было объяснений.
О-Сенсей много говорил об эзотерике, о религии.То, над чем работал Онисабуро Дегучи, .
Очень много людей переводит его тексты, высказывания и начинают, исходя из них,
трактовать и еще на него ссылаться.
Я не знаю японского языка, чтобы понимать то, что говорил О-Сенсей.
Потому что реально люди, читая Библию, зная русский язык, не понимают, что там написано.
М.К.:Даже сами японцы, судя по воспоминаниям, не понимали О-Сенсея!
О.Б.:
Не все японцы понимали и понимают, потому что очень много построено на мифологии.
И ее надо просто, хотя бы, как минимум знать, еще лучше понимать.
И поэтому тут я бы не влезал в это дело. Мы, как иностранцы, этого не потянем.
Что касается методологии будущего. Ну первое, мы не фехтовальщики.
Если мы станем биться с нормальным кен-джитсером, шансов у нас немного.
Техника с мечом, айхикен, она построена больше не на победу в поединке,
хотя она дает какие-то основы понимания фехтования.
Она построена на понимании техники тай-джитсу.
На понимании риай: взаимосвязи тай-джитсу, дзё, бокена и техники безоружного.
На понимании авасэ, слияния движения.
Причем интересно, что О-Сенсей называл это мусуби.
Сайто-сенсей называл авасэ, считая это более точным термином. Это к вопросу о тонкостях японского языка.
Мусуби – это что-то, что делается одновременно.
Авасэ – это слияние, объединение. Это то, что делается вместе.
Даже в русском языке понятна разница: одновременно или вместе.
Это абсолютно разные понятия, хотя в чём-то они похожи.
У оружия, которое в айки-кене и айки-дзё, у каждого свои цели.
Бокен – это больше авасэ.
Дзё- это больше понимание дистанции.
И в сумме оно всё даёт влияние на тай-джитсу.
А что мне не нравится сегодня, это то, что очень сильно падает уровень. Уровень упал из-за критериев.
Критерии упали из-за того, что люди не хотят заниматься.
Каждое следующее поколение, оно не то, что более ленивое.
Но скажем так, есть военное поколение, которое не моё, а перед моим, которое дети войны. Они воспринимают воинское искусство от слова «воинское».
То, которое поможет выжить в случае серьёзной ситуации.
Моё поколение — это уже послевоенное.
Но опять-таки мы выросли в СССР, и тогда, когда, можешь выйти на улицу и огрести в репу. Мы тоже воспринимаем это как нечто реальное, пытаемся это изучать как воинское искусство.
И отсюда как бы их отношения. Они знают о драках по фильмам в Голливуде.
Мы знаем о драках из детства и школы и дрались нормально.
Нынешнее поколение не дерётся, потому что родители пойдут в суд, пойдут в директор и так далее.
И они по-другому воспринимают воинское искусство.
Новое поколение выросло на фильмах Голливуда, на компьютерных играх.
И для них это всё имеет другой смысл.
Поэтому очень большая проблема, когда сэнсэй не понимает поколение, с которым общается.
Он на него накладывает требования, на которых он сам вырос.
Но ученики, не понимают такие требования, к ним не готовы.
А будущее… Будущее зависит от нас!