Интервью №2, которое состоялось 21 февраля 2020 года во время мастер-класса Олега Борисовича Якимова в г.Минске.
Якимов Олег Борисович

Олег Борисович, вы недавно вернулись из поездки в Германию, где уже второй раз проводили семинар совместно с двумя другими преподавателями айкидо. Расскажите, пожалуйста, о клубе, который организовал этот семинар и о том, кто его возглавляет, почему был выбран именно такой формат?

В Дортмунде состоялся 2-й дружеский семинар, на который были приглашены три инструктора, все с 6-м Даном. Из Гётеборга- ученик сенсея Ульфа Эвенааса, Дан Борг, затем президент федерации Такемусу Айкидо Германии, доктор Рудольф Преусс и я. Организовать всё это была идея Руди, так как ему и участникам понравился 1-й семинар, было решено сделать его традиционным. На следующий год он также запланирован.

Руди Преусс по профессии доктор археологии, параллельно ведёт курсы искусствоведения, входит в попечительский совет г. Дортмунда, ему 68 лет. Во время его визита в Санкт-Петербург мы ходили в Эрмитаж, где он заново открыл для меня зал, посвящённый искусству Сибири. Любит творчество кино-режиссёра Эйзенштейна. Занимается такемусу айкидо немногим больше меня, сенсея Сайто он увидел в 1989 г., а я в 1992.

Он, как и немцы вообще, любит делать драйв, хоть и немного в ущерб кихону. Дан Борг мой ровесник, один из старейших учеников сенсея Ульфа, занимается у него с 14 лет, он более серьёзный, педантичный.
Я же стараюсь, чтобы серьёзные вещи заходили легко, с улыбкой и всегда стараюсь подобрать легкие, забавные аналогии и сравнения для лучшего запоминания!
Почему именно такой формат семинара? Видимо, людям интересна различная подача материала. Да и ютуб-сенсей делает своё дело: некоторым айкидистам в Германии, где живёт много русских, моя практика преподавания стала более известна, чем практика некоторых немецких инструкторов.

Расскажите, пожалуйста, о вашем недавнем визите в Японию.

Всё прошло очень хорошо. Нужно был встретиться с руководителем Международного отдела Хомбу Додзё  мр. Тани. Удалось встретиться с сенсеем Инагаки, который свозил нас к храму в Иваме на машине. Очень интересно рассказывал: «Помните, где на старом видео Сайто-сенсей снизу толкал О-Сенсея в спину, помогая ему подниматься по лестнице? Вот эта лестница! А фильм, в котором сенсей Киссёмару с мечом атакует О-Сенсея? Вот полянка, на которой это снималось!» Очень интересно, такие знаковые места. Прошли к храму, за ним есть водопад. Сильное, приятное  и святое место! Очень тихо! Отъезжаем оттуда, сенсей Инагаки показывает: «А вот второй дом Сайто-сенсея!» Подошли, висит табличка: «Морихиро Сайто, айки-хаус.» Проехали метров пятьсот: « А вот там Сайто-сенсей родился!» Оттуда до Ивама на машине ехать минут 20. А он ходил пешком. В итоге О-Сенсей разрешил поселиться ему у него в доме. Очень интересно! До этого я там бывал, но никто нам такие подробности не рассказывал! Каждый раз место по-другому раскрывается!

Хорошо, давайте теперь перейдём к вопросам, относящимся к технике айкидо.Что такое своевременность киай и есть ли методика, как ему обучить?

Киай должен быть выполнен во время  техники, а не после, не в конце. Звук не должен заканчиваться с техникой, а продолжаться. Иногда киай делается на два движения, как в 6 и 7 субури. Или как в ката: 15,16,17 движение.
Киай, как в караоке, нужно «напеть». Бывает, выполняется киай во время тай-но-хэнка. Либо делай его во время движения, либо не делай вообще! Но нельзя выполнить разворот, а потом : «Иэй-й-й!» И киай не должен сразу закрываться, он должен длиться, начинаться во время движения и не заканчиваться с концом движения.
Есть ещё такое понимание киай, как проявление айки: психическое и энергетическое воздействие на человека?
 Да, я иногда это показываю на ката 31, когда идёт раскладка в паре и мы уходим на колено на счёте 20, на 21 убираем дзё. И часто уке задумывается,  зачем ему уходить: стукнул сверху и всё! Тогда ты говоришь, что я сейчас не буду останавливаться, думай сам о своём здоровье и с нормальным киай и полной концентраций на атаке  делаешь удар мен учи перед уходом на колено, то человек сразу отскакивает на 2-3 метра, когда понимает, что реальная атака, реальный киай и страшно стоять: а вдруг и вправду не будет останавливаться! Такое есть, киай – это всегда немного шокирующе, когда никто не ожидает.

Необходимо понимать, что киай – это не просто крик, нужен занчин (полная концетрация), киай это целый комплекс – взгляд, крик, собранность, которая отражена в стойке, положении тела. Оппонент должен прочувствовать жесткость вашего намерения.  Но, как певцам — голос нужно напеть. То же и с киай: его нужно накричать. Не стесняться в зале, он начинается здесь, сверху и постепенно опускается вниз. Даже когда есть задатки хорошего голоса, его нужно распеть. Хороший педагог голос ставит. Но никто не поёт горлом, поют где-то здесь, ниже. Я не знаю, поможет ли педагог по пению поставить киай, но киай нужно просто накричать.
Хороший киай- это как музыкальная колонка. Берём комнату и ставим колонку мощностью 15 Ватт. Включаем и будет громко, колонки будут кричать. Но включишь тихо и на 2 метра её уже не слышно. Берёте 90 ватт, включаешь тихо, но они заполняют звуком всю комнату!
То же самое с киай. Это было на семинаре Сайто-сенсея  в Дании на футбольной площадке, вокруг беговая дорожка, дальше, метрах в 70 какой-то холм, на нём паслось стадо баранов. Была утренняя тренировка с оружием. И сенсей Сайто не громко так: «Иэ-э-эй-й!» А бараны на холме: «Бэ-э-э!» Может услышали, может просто совпало. Конечно, все засмеялись, в том числе и Сайто-сенсей!
Он не громко кричал , а именно как колонки на 90 Ватт. Но это именно тогда, когда твоя мощность позволяет. Ведь можно сколько угодно напрягать колонки на 5-10 ватт, да, она заорёт, её будет слышно, но это не будет заполнением комнаты. Киай постепенно нарабатывается и в какой-то момент он пойдёт. В этом и заключается вся методика обучения!


Почему в программе аттестации нет атак ката-дори мен-учи, уширо-дори (обхват сзади), кататэ-дори куби-шиме?

Невозможно все атаки включить в программу. Ката-дори мен-учи вообще не в программе, но это не значит, что её не нужно изучать. Программа создаётся на принципах. Чтобы понять твоё понимание принципов. Подбираются техники, которые демонстрируют разные принципы выполнения. Ты должен не шагать, а правильно повернуть корпус и с поворотом оказаться за спиной. От уровня к уровню растут требования к выполнению. Выполнить можно 2-3 главных техники: ирими-наге, это вход, иккё и тай но хэнка. По этим трём техникам можно понять технический уровень человека.

Существует три варианта выполнения одной техники: ко-тай, дзю-тай, рю-тай. Почему не все техники выполняются всеми тремя вариантами?

Есть три варианта выполнения техники: ко-тай, дзю-тай, рю-тай. Ко-тай есть от всего. Что такое вообще кихон: это дерево, от которого отходят ветки – хенко-вадза. Их может быть одна, может быть несколько, но это тупиковые ветки. А кихон – это тот основной принцип, который мы изучаем. Уже зная кихон мы можем строить большое количество хенка. Но есть техники, про которые можно сказать, что они самые базовые. Это тай но хенко, кокю-хо, ирими-наге, иккё. Всё! Как правило, на все из них есть все 3 варианта выполнения. А основных техник, на которых всё строится, не так уж много.

Выполняя упражнение, мы можем сделать 1-й, 2-й, 3-й,4-й,5-й контроли, но не можем сделать всё наоборот: 5-й, 4-й и т.д.., потому, что 1-й (иккё)- это одна из важнейших техник, на ней построено много всего. А никё – это уже разновидность иккё. Иккё, если грубо сказать, это контроль локтя. Если не контролируется локоть, как это можно увидеть на некоторых демонстрациях, то нет иккё! Достаточно просто опустить локоть вниз и всё закончилось!
На те техники, которые являются базовее базовых, есть все 3 формы. На некоторые атаки есть только ки но ногаре, на некоторые только 2 формы. Например, на гяку-ханми катате-дори шихо-наге есть 3 формы, но мы учим только 2. В катате-дори иккё есть 3 формы, но мы учим только 2.
Рю-тай – это ки но ногарэ. Дзю-тай – это переходная форма к ки но ногарэ. У нас есть две базовые формы: ко-тай и рю-тай. Дзю-тай – это переходная форма. Иногда её нет. Тогда получается только ко-тай и рю-тай. Как мост, он то добавляется, то нет. В некоторых техниках форма дзю-тай вообще невозможна, поэтому есть только ко-тай и рю-тай.

Можно ли техники от атаки уширо эри-дори рассматривать как каэши-вадза (контр-техника) от ирими-наге?

 Нет. Эри-дори – базовая атака и относится к кихону. И от этой атаки в программе аттестации есть всего две базовые техники: кокю-хо и иккё. Есть старые формы выполнения техники. К сожалению, сейчас их многие не знают. Видя старые формы, мы понимаем, как они должны выглядеть в современных. А те, кто не знает, начинают делать апгрейды.

Раньше запрещено было опускаться на колени, кроме выполнения контролей. Всё выполнялось только стоя. Не уходим на колено, хотя это кажется проще. Не уходим по простой причине: атакующих может быть несколько. Если опустишься на колени, то больше не встанешь. А сейчас теряется сам смысл айкидо: хорошо, этого ты размажешь, а успеешь ли следующего? Начиная с элементарных кувырков: кувырок должен заканчиваться тем, что ты приходишь в конце на одно колено для того, чтобы оценить ситуацию вокруг. Пауза на колене!  А выход в стойку через руки…Полсекунды может дорого стоить!
Вообще, укеми – это больше, чем кувырки. Термины маэ-укеми и уширо-укеми придумали для иностранцев. В Японии нет такого понятия! Если переводить с японского  языка, то «укеми»- это пассивное выживание.
Маэ -вперёд, уширо -назад. Иностранцы понимают укеми как кувырок. Отсюда и пошло: маэ-укеми, как  кувырок или падение вперёд, уширо – как кувырок назад. Но, например, когда в кайтен-наге тебя приводят вниз и ты делаешь шаг назад – это часть твоего укеми. Если и не сделаешь, то тебя всё равно  бросят! Ты делаешь  шаг назад для того, чтобы перехватить инициативу, если партнёр сделает ошибку! Когда ты держишь сзади за шиворот и при выполнении техники сгибаешь локоть, то это укеми! Иначе останешься без локтя, это твоё выживание! А если партнёр сделает ошибку, то ты его этой рукой выкинешь. Есть запрограммированные движения уке, но не для облегчения работы наге, а как пассивная самооборона, выживание.

 Как выполнять упражнение дзю-вадза с 2-3 атакующими?

Айкидо подразумевает, что у тебя может быть больше одного атакующего.
Это то, чем страдает современное айкидо, когда специально идут броски в падении. То, что безумно популярно и эффектно смотрится. Ты один раз в падении эффектно  бросил и больше ты не встал. Есть бросок в падении как каэши-вадза. Ты падаешь, когда другого шанса уйти от техники у тебя нет. Но когда делаются специально броски в падении – это спортивный раздел. В дзюдо это постоянно делают, это даёт очки. Но когда 2 и более атакующих – это сделать уже невозможно.
Есть принцип: с одним работаешь, как  с несколькими, с несколькими – как с одним! Бросаю одного в другого и выстраиваю их в очередь. Пока один от другого уворачивается, атакую ближайшего. Если 3 человека, то стараемся бросать в двоих, то есть не убегаем назад, не пятимся. Если будем пятиться, то они начнут окружать. И атакуем с такого бока, что один в полёте, а двое должны быть в линию.
Если 4 атакующих, то лучше убежать. Хотя, и когда трое, то также нечего там делать!)

Якимов Олег Борисович такемусу айкидо

Как правильно выполняется упражнение танрэн-учи?

Да, танрэн-учи важно делать правильно, иначе это пустая трата времени.
В нём есть 2 основных варианта: 1.когда ты бьёшь со всей силы, пробиваешь как можно дальше и стараешься, чтобы боккен ни на миллиметр не отскочил, задерживаешь каждый удар;
2. ты бьёшь со всей дури и останавливаешь за 1-2 мм. от покрышки, не касаясь.
Единственное, чего нет, так это ловить красивый отскок, это бестолково!
Есть ещё парное выполнение танрэн-учи.
Вот его то мы сегодня на тренировке и попробуем!

Интервью записал Колтыгин М.В.


Text.ru - 100.00%