Такемусу Айкидо
Мастер-класс Якимова О.Б. в Минске,2019 г.

Интервью с Якимовым Олегом Борисовичем, 6 Дан Айкидо Айкикай, взято  9 февраля 2019г. во время его мастер-класса в г.Минске.

Колтыгин М.В.: «Что вы отвечаете на вопрос о том, реально ли применение техник айкидо жизни, в боевой ситуации?»

Якимов О.Б.: «Я расскажу одну историю. К одному из лидеров клуба в г.Иваново пришёл заниматься айкидо пожилой человек, около 70 лет. Он не стал Сигалом, не победил 15 человек на улице. Просто шёл с одной из тренировок и упал в строительный котлован. Сделал несколько кувырков, вылез и пошёл дальше. Не только переломов, а даже синяков не было! Пришла потом его жена, бабушка, и благодарила, потому, что если бы не кувырки, которые изучаются на тренировках, он бы там весь переломался, а в таком возрасте ещё неизвестно чем бы это закончилось. А это ведь тоже практическое применение айкидо!

Были ли у меня случаи драки на улице? Не были. Но я знаю людей, которым удалось реально применить свои навыки. У меня занимался один человек, у него были проблемы с большим весом. И первый плюс, который он получил, начав заниматься, это то, что он за год ни разу не попал в больницу, а до этого у него были регулярные проблемы с сердцем. На одной из тренировок я показывал некоторые прикладные техники от захвата за грудь спереди (муна-дори). На следующий день он пошёл выносить мусор, а его хватает за грудки какой-то тип и просит покурить. Говорит, не знаю, как получилось, в зале через раз получалось, прихватил, повернулся, тот впечатался головой в стену. Тут второй подскакивает. «Тоже покурить?»- «Нет,спасибо, мы одну на двоих покурим!» Всё нормально, а ведь только-только на тренировке вчера отрабатывали!

Был ещё случай, в Балашихе. Что удивительно, оказывается иккё (1-й контроль), хорошо работает от быстрого каратистского цки (прямой удар) в голову. Он сам не ожидал, что сделает. Просто повернулся и слегка надавил. Тот вошёл головой в асфальт. Потом его встретили у подъезда, он думал, что будут бить, тот весь замотанный. «Ты чё сделал?! Это же цки, его же невозможно поймать!»- «Это айкидо!»- спокойно сказал наш балашихинский друг. Не знаю, стали ли эти люди заниматься… Как-то так, значит реально применимо!

 

«В чём смысл техник танто-дори, дзё-дори, тачи-дори, если реально почти невозможно перехватить бьющую руку с ножом или отобрать у атакующего меч, когда он делает короткий быстрый замах?
Почему в танто – дори мы ловим руку за кисть, а не контролируем  сразу локоть противника, чтобы ограничить его движение?
Можно ли на экзамене демонстрировать другие формы танто-, тачи-, дзё-дори, отличные от тех, что демонстрировал сенсей Сайто? Например, шихо-наге или уде-гарами при танто-дори.»

 «Что касается техник не Сайто – сенсея. Есть 2 основных принципа: контролировать руку с ножом и самоубийство запрещено. Поэтому мы не делаем ирими – наге, так как падая он может использовать нож. В шихо — наге рука с ножом рядом с нашим лицом. То же самое коши — наге. В зависимости от дистанции начинаем с плеча, если это поворот на месте или, если отшагиваем назад, то захват делаем сразу за кисть.

Танто-дори — это часть базовой техники, часть развития в айкидо, общего образования. Я спросил нашего шихана, сенсея Ульфа Эвенааса про танто –дори. Он сказал: «Не обольщайтесь, что танто-дори —  реальная прикладная техника, которую вы можете применить на улице. Если человек владеет ножом, то 90%, что танто-дори не сработает. Но я знаю массу примеров, когда на людей нападали хулиганы с ножом и люди  выполняли технику коте — гаэши и даже кисти ломали… Причём, люди уровня 3-го Кю.

 А что касается прикладного аспекта, то это больше психологически, больше для головы, чтобы не бояться ножа. То, что мы делаем — это учебная атака. Ты хорошо видишь нож, атака заранее оговорена. Если человек на улице крутит ножом перед вами, то, скорее всего, он боится ударить и не знает, что с ножом делать. Нормальная техника ножа закрытая и увидеть или почувствовать можно только тогда, когда он будет уже внутри. Человек бьёт кулаком, а оказывается там был нож. Поэтому танто-дори как реальную технику мы не рассматриваем. Но это очень хорошее упражнение для проверки чёткости и правильности выполнения техники.

То же самое и с дзё-дори. Самое главное — это дистанция. Мы учимся занимать и понимать правильную дистанцию. Дзё-дори и танто-дори — это авасэ. Мы учимся сливаться с атакой партнёра, с его скоростью. Мы не можем ставить блоки от боккена или дзё. Мы вынуждены делать что-то с его скоростью. Слегка парировать, чтобы сделать вход. Против удара рукой можно поставить блок, против боккена блок не поставишь! Поэтому мы учимся двигаться, сливаться со скоростью партнёра не ставя жёстких блоков, выполнять либо парирование либо отведение. Это целый раздел- правильное движение, правильное авасэ, тайминг, время реагирования, скорость реагирования, чтобы не опережать и не отставать. Правильная дистанция: если слишком близко, то ему ничего не надо делать, он вытянул руки, ткнул мечом или дзё и всё закончилось. А мы должны выйти на дистанцию провокации. Ту дистанцию, с которой либо я его схвачу за дзё, либо он должен будет сделать небольшое движение ко мне скользящим шагом и выполнить цки (прямой удар) либо рубящее движение.

 Если я слишком далеко, то ни он, ни я ничем не рискуем, смысла в атаке нет. Поэтому тут очень важно: я его  заставляю делать ошибки, я управляю его «го-но-сен»: когда контратака опережает атаку. Это немного странное понятие: вы видите замах и выполняете свою атаку. Я провоцирую его атаку, что в тачи — дори, что в дзё — дори, только разные дистанции и разные техники. Поэтому, когда он начинает свою атаку, я уже начинаю контратаку, до того как он завершит свою. Это основная задача. Мы учим  определённые принципы, которые могут пригодиться в прикладных вещах».

«В 13-ти дзё-авасэ сенсея Сайто на учебном видео 5 и 6 движение выполняется при атаке сзади, вы же показываете от атаки справа,  с чем это связано?»

 «Это поменял Сайто-сенсей. Но у него нельзя было спрашивать : «Почему?» Поэтому я спросил у Ульфа-сенсея. Он сказал: «Я не слышал, чтобы Сайто-сенсей объяснял почему. Он поменял на атаку справа, так как это не имеет значения: если вы правильно скрутили бёдра, то что на 90 градусов, что на 180- одинаково.» Но то, что мне надо: ключевое слово — «авасэ»! Я должен дать сигнал партнёру для атаки, т.е. я начинаю атаку, не партнёр. Я сделал цки, поворачиваю голову и для него это сигнал. Я не жду, когда увижу: ага, он среагировал! Я повернул голову и сразу начинаю вращение. Если ката 31, в парной практике куми-ката или куми-джо (что одно и то же): атака-блок, атака-блок, то ката 13, раскладка авасэ, у того, кто атакует, только цки и ни одного блока. Его задача атаковать, а моя задача вписываться в скорость атаки. Поэтому я поворачиваю голову и должен понять скорость его атаки, чтобы её не опередить и не отстать. Становиться спиной — это просто усложнение, но не достигается цель,  а важно сделать не как можно сложнее, а как можно правильнее, чтобы можно было видеть авасэ.»

 «Зачем нужно хлопать в ладоши  в начале и конце занятий: в чём смысл, это копирование синтоистского ритуала или просто желание выделиться?»

«Немного истории. Когда наш клуб только начинался, в 1989 г., и к нам приезжали мастера из Дании, мы не делали хлопков. И когда я был на моём 1-ом тренировочном лагере Сайто-сенсея, датчане предупредили, что нужно будет делать два хлопка и поклон, т.е. они специально учили. Когда датчане опять приехали к нам и начали хлопать, я спросил: «Почему мы раньше этого не делали?»- «Мы считали, что мы не готовы!» Они считали, что не готовы делать хлопки в своём клубе. Считали, что не достаточно хороши для этого.  У нас мы стали хлопать, когда я съездил учи-деши (внутренним учеником) к Сайто-сенсею. Я вернулся оттуда после месяца тренировок в Ивама и мы решили, что находимся на достаточно хорошем уровне, чтобы делать хлопки. То есть, для нас – это как новый рубеж. Мы не связываем это с синтоизмом. Например, японцы не жмут руку, они делают поклоны. Сайто — сенсей в молодые годы, примерно в 70-е, подробно расспрашивал сенсея Ульфа, как нужно пожимать руку, с какой силой, сколько раз нужно трясти! Он изучал это перед какой-то поездкой за границу. Для японцев поклон- это как нам пожать руку. К тому же ритуал – это  сигнал к началу занятий, к началу работы. Зашли в зал, расселись, хлопнули — всё, флажок упал, начали! Сайто-сенсей никогда не требовал делать хлопки, не говорил: «Вы должны это делать!» Он говорил, что нам не нужно изучать синто.
Когда человек сдаёт на 3-й Кю, он может одеть хакаму, это переход на новый уровень. Тот, кто сдаёт на 1-й Дан и получает чёрный пояс –  опять переходит на другой уровень, уровень самосознания. Когда в нашем клубе появилось много чёрных поясов, то мы вышли на новый уровень самосознания клуба. Всё должно идти естественным путём роста самосознания и хлопки — это один из признаков такого роста!»

«Почему сенсей Ульф Эвенаас на своих семинарах мало ходит по залу, чтобы исправить кого-нибудь лично. Ведь для людей, которые приехали к нему учиться из самых разных городов и стран важно, чтобы мастер хотя бы раз сделал технику на них, а не только на своих уке.»

«Тут нужно понимать особенности другой культуры. Культуры России, Японии и  Швеции – разные. В Японии традиционный стиль преподавания – молча. Сенсей показал — что увидел – то и делаешь. А делаешь то, что готов увидеть. Сайто — сенсей – один из первых, кто пытался объяснить, что он хочет и  что мы должны достичь. За это его не любили приверженцы традиционного метода преподавания. Европа – совсем другая. Там стараются не наступить на горло твоей самостоятельности: если что-то надо – вы спрашивайте! Чтобы вас чем-то не обидеть.

В первый раз, когда мы приехали в Данию, нам было очень неудобно. Приходим в гости и нам ничего не предлагают. А просить – как-то «не по-русски». Ведь в России – всё для гостя! Потом они нам объяснили: «Если вы чего-то хотите, то спрашивайте! Мы просто боимся вас обидеть, если начнём вам предлагать, а вы этого не хотите. Нам будет неудобно. Поэтому, что надо – спрашивайте!» Сенсей Ульф вырос в этой культуре, это надо понимать. Он очень любит общаться с людьми, очень любит отвечать на вопросы. Любой, кто был на его семинарах, тот  знает. Если его позвать, он и расскажет, и покажет, и заставит несколько раз сделать. Для этого его нужно просто позвать. Поэтому  он и стоит в центре зала и смотрит, кому он нужен сейчас.

«Среди практикующих Такемусу Айкидо можно часто услышать: «Так делают в Айкикай, это как Айкикай» — с некоторым  снисхождением и превосходством. Но ведь Айкикай – очень разный, да и организация Такемусу Айкидо является членом организации Айкидо Айкикай. Откуда это разделение?»

«Мы — часть Айкикай, но наша техника очень сильно отличается от того, что делают в Хомбу-додзё, хотя  Сайто-сенсей никогда не выходил из Айкикай и просил, чтобы мы тоже не выходили.  Мы соблюдаем пожелание нашего учителя. Часто можно это услышать у начинающих учеников. Любой инструктор высокого уровня, 4-5 Дана никогда не говорит пренебрежительно об Айкикай.

Есть отличие подхода. Те, кто не в Такемусу, они очень любят показательные выступления. Люди из Айкикай , получая чёрный пояс, обычно почти сразу бегут открывать свой клуб. Мы тоже члены Айкикай, но заставить кого-то из учеников Такемусу открыть свой клуб – практически не реально, все хотят просто заниматься, им интересно. Вытянуть на показательные – невозможно. Не потому, что нечего показывать, просто как-то не любят. Такемусу отличается тем, что в нём любят просто заниматься. Нам не до шоу и фестивалей. Мы не выше и не ниже, просто так сложилось, что методика обучения подразумевает вот это. Люди живут в этой парадигме, а новички с невысоким уровнем этим хвастают. Нужно говорить не об учениках, а об инструкторах – учат ли инструктора этому.

 «Почему так важно изучать работу с мечом и палкой, какое отношение это  имеет к техникам айкидо? Многие не видят этой связи и считают ненужным практиковать оружие. Можно ли овладеть айкидо, не изучая оружие?»

 «Тут важно различать. Просто с мечом и палкой – вообще не нужно! Есть айкикен и айкидзё. Конкретные техники, которые были разработаны О-сенсеем, именно как взаимно дополняющие части системы обучения. Например, с дзё мы больше изучаем дистанцию.  С боккеном изучаем авасэ, скорость. Всё это применяем в тайджитсу. То есть: как мы рубим мечём, так же мы делаем разбаланс и также выполняем атаки. С боккеном мы изучаем, как правильно согласовывать тело, как работают бёдра, потому, что стойка (ханми) подразумевает определённые удары, в том числе руками, без меча, определённые броски, определённую работу бёдер. В боксе своя работа бёдер, в карате – своя, в айкидо – своя. Поэтому, без  меча очень сложно это изучить. Люди, которые работают без оружия, как правило, делают все одними руками. У них мёртвый корпус. Более того, когда они принимают ханми (стойку), они максимально разворачивают плечи. Я много слышал объяснений. Но когда плечи под прямым  углом к стойке, они максимально раскрыты. То, что О-сенсей учил не открываться и не ждать – тут не работает совсем. Второе. Люди, которые никогда не держали в руках меч – руки выводят вперед, они отрывают их от  корпуса. Что это за стойка: они поднимают руки и им наносят удар прямо в эти руки. Здорово! А почему, например, не в корпус? Почему не ударить по коленям, что тебе эти руки дадут? Поэтому руки опущены в айкидо не потому, что я всегда их успею поднять. Я должен гасить атаку  до того, как она до меня дойдёт. Поэтому мне нет смысла стоять. Я должен видеть, что он начинает наносить удар. Это в принципе мы изучаем.

Боккен даёт изучение авасэ. Пять  авасэ с боккеном, которые у нас есть, дают правильное понимание  принципов. В 5-м авасэ мы учимся контролировать движение партнёра. Если мы это пониманем,  мы очень легко можем это применять в тайдзютсу (техниках без оружия). Очень часто видно, когда, например, Сайто-сенсей, сенсей Ульф, О-сенсей это делал, когда люди делают рубящую атаку, а он делает по диагонали шаг ногой. Говорят: наверное, его не бьют! Его пытаются бить, просто как в 5-ом авасе, когда человек заканчивает атаку, он не может поменять направление. В этот момент мы можем сдвинуться куда хотим, но мы должны понимать этот момент. И должны контролировать всю атаку, чтобы знать, когда нужный момент наступит.

Оружие очень важно. Есть очень много принципов, которые мы изучаем. Айкидо в целом, все 8 базовых техник, направлены на то, чтобы изучать принципы.  Как говорят в Японии, дзюдо направлено на то, чтобы растить спортсменов, карате учит бойцов, айкидо учит учителей. Мы не изучаем техники как таковые, мы изучаем принципы. И на основании принципов можно рождать миллионы кокю-наге (бросков), это не сложно. Прелесть айкидо в том, что во всех спортивных видах изучают «коронку»: 2-3 приёма, которые доводят до совершенства и на них ловят. В айкидо ты сам не знаешь, что ты сделаешь. Поэтому, как тебя можно прогнозировать?

Интервью записал Колтыгин Максим Валерьевич,
Белорусский клуб Айкидо Такемусу.

Авасэ: (awase: согласовывать) координировать и приспосабливать ваши движения к движениям нападающего.

Text.ru - 100.00%