Умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой. Правильное физическое воспитание создаёт наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей развиваются  все психические процессы (восприятие, внимание, представление, мышление, речь, память, воображение и др.), а также мыслительные процессы (наблюдение, сравнение, анализ, обобщение). У детей воспитывается умение творчески пользоваться приобретёнными знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.
Существует неразрывная связь физических и психических процессов в организме ребёнка.  Например, развивающаяся близорукость может явиться причиной нарушения осанки: ребёнок часто сидит согнувшись у стола, рассматривая картинки в книге или играет, уткнувшись носом в планшет, согнувшись в «три погибели» ( потому что часто приходится играть на коленках из-под парты). Нарушение осанки влияет на обмен веществ, что влечёт за собой ухудшение питания нервной системы и тормозит психическое развитие ребёнка. А  разговор о  компьютерных играх – это отдельная тема, игровая и интернет зависимость – это современный больной вопрос!
Ребёнок со дня рождения непрерывно растёт и развивается. Этот процесс глубоко затрагивает весь его организм и психику, вызывает значительные изменения, существенные качественные сдвиги, перестройку различных органов и систем.
Особенно интенсивно происходит развитие организма и психики ребёнка в ранние годы жизни. Каждый месяц раннего детства является для ребёнка значительным этапом в формировании его физических и психических возможностей. В период дошкольного детства интенсивно развиваются функции всех органов, включая и кору головного мозга, высшую нервную деятельность. Систематический двигательный режим имеет решающее значение  для процессов роста и развития, активизируя функциональное состояние организма. Всё это содействует единству физического и психического развития ребёнка, оптимальному формированию его личности. Воспитывать ребёнка надо с первых дней его жизни: на основе учёта особенностей  каждого возрастного периода гармонически упражнять его физические и психические силы. Функции коры головного мозга не формируются наследственно, а постепенно развиваются и совершенствуются  под влиянием внешних и внутренних раздражений. Например, все мои дети начинают заниматься примерно с двух лет, вначале просто присутствуя на занятиях и наблюдая за тренировкой, затем  они делают наиболее понравившиеся им упражнения в разминке или основной части, участвуют в подвижных играх, постепенно вовлекаясь в процесс тренировки.

Сформированные двигательные навыки позволяют экономить силы ребёнка, тратить меньше физической и психической энергии. Двигательные навыки, сформированные до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.
У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения основных движений: ходьбы, бега, ползания, упражнения в равновесии, лазанья, метания, прыжков. Вместе с двигательными навыками развивать основные физические качества:  координационные способности, быстроту, гибкость, силу, выносливость. Развитие этих качеств также влияет на развитие двигательных навыков и психики ребёнка. Развитию же мелкой моторики и творческих способностей благоприятствуют  занятия, например, в объединениях  декоративно-прикладного искусства.

Ребенок 5-6 лет — это человек с постоянной потребностью в движении. «…А у меня в ногах — вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…» Поэтому для начала запомним: не наказывайте ребенка ограничением движений («Сядь!», «Угомонись!», «Стань в угол!»). Это не что иное, как физичес­кое наказание!

И вы сами сможете убедиться в этом, проделав следующий опыт: попробуйте вытянуть руку под прямым углом к туловищу и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать никаких ощущений. Это займет не более 8—10 мин (у большинства). После этого запомните ощущение в мышцах поднятой руки. А наказанный ребенок чувствует его во всех мышцах!

В последнее время во всех публикациях о детях звучат слова о том, что необходимо воспитывать и оздоравливать средствами физического воспитания, но многие эти рекомендации даются без учета того, что не все дети одинаковы и не все прошли доста­точную подготовку в раннем возрасте.  Кроме того, не следует забывать, что физическое воспитание — это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.

Ориентиры в двигательных навыках ребенка в возрасте 5—6 лет. К 5 годам ребенок умеет:

  •  карабкаться наверх, перепрыгивать с места на место;
  • кувыркаться назад;
  • ловить мяч, схватив его руками;
  • ударять ногой по катящемуся мячу (как в футболе);
  • возможно, вести мяч одной рукой;
  • идти спиной вперед по доске шириной около 10 см;
  • ударять по какому-либо предмету битой или ракеткой, держа ее двумя руками;
  • ездить на велосипеде;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • перерисовывать треугольники и другие геометрические фигуры.

К 6 годам ребенок умеет:

  • уверенно скакать на одной ноге;
  • возможно, бросать из-за плеча (используя правильный бросок);
  • ловить мяч, используя кисти рук;
  • вести мяч ногами (как в футболе);
  • подбрасывать мяч и, не дав ему опуститься на землю, ударять по нему ногой;
  • вести мяч одной рукой на ходу;
  • стоять на одной ноге с закрытыми глазами не менее 3 с;
  • прыгать через скакалку, которую крутят два человека;
  • писать печатными буквами (может путать написание отдельных букв).

Характерной особенностью организма ребёнка является его пластичность, податливость, способность легко изменяться под влиянием различных условий и воздействий окружающей внешней среды, поэтому так важно не упустить это время!

Использованная литература:
1. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми:
Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.
— М.: Просвещение, 2003. — 110 с.
2. Кенеман А.В. и Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.М., «Просвещение»,1972г.
Комплекс упражнений для домашнего задания.